Задачи и функции

Социально-педагогический центр – социально-педагогическое учреждение, которое реализует план мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, координирует деятельность иных учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, оказывает психологическую и социально-педагогическую помощь законным представителям обучающихся и предназначено для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства.

Основными целями деятельности учреждения являются: обеспечение социальной адаптации, оказание социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в решении трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних по месту учебы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.

Предметом деятельности учреждения является предоставление услуг по социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних.

Основными задачами учреждения являются:

  • обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;
  • организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психологической, социально-психологической, социально-правовой помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в социальной реабилитации, детям, признанным нуждающимися в государственной защите;
  • обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетнего, укрепления физического и психического здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда;
  • социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;
  • профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организация социального патроната несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, после их возвращения в семьи;
  • содействие деятельности комиссий по делам несовершеннолетних Слуцкого районного исполнительного комитета.

 

Функции:

по поручению местных исполнительных и распорядительных органов как органов опеки и попечительства в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите:

  1. обеспечивают до разрешения вопроса об установлении опеки, попечительства временное устройство нуждающихся в опеке, попечительстве лиц, сохранность их имущества, а также выполняют иные функции опекуна, попечителя;
  2. обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных, детей, нуждающихся в государственной защите, проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  3. при наличии достаточных оснований ходатайствуют перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего подопечного в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными собственными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме;

по поручению структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, как органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству:

  1. оказывают опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям детского дома семейного типа постоянную помощь в воспитании и организации оздоровления детей;
  2. принимают участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей от родителей или других лиц;
  3. проводят контрольные обследования условий жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, а также в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах;
  4. организуют обучение граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

по запросу суда выявляют мнение ребенка при рассмотрении дел по спорам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

участвуют в обследовании условий жизни кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), патронатные воспитатели;

участвуют в заседаниях судов по спорам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав и законных интересов;

ведут учет детей, находящихся в социально опасном положении;

координируют деятельность учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

консультируют педагогических работников учреждений образования, по вопросам:

  1. оказания психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. создания необходимых условий для получения образования воспитанниками опекунских и приемных семей, детских домов семейного типа и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;
  3. реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;

         разрабатывают план реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, в котором определяют цели, задачи, формы и методы работы с ребенком, признанным находящимся в социально опасном положении, и его родителями;

реализуют программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

обеспечивают реализацию мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;

осуществляют меры социальной защиты и реабилитации в отношении детей – жертв торговли людьми;

создают условия для временного проживания (не более шести месяцев) и осуществляют социальную реабилитацию детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, указанных в пункте 21 настоящего Положения, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства;

осуществляют социальный патронат семей в случаях принятия решения КДН районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе о возвращении ребенка родителям (единственному родителю) в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, защите прав и законных интересов ребенка;

осуществляют информационно-аналитическую деятельность по вопросам профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

оказывают психологическую помощь, в том числе проводят психологическую диагностику, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

на основании информации о неблагоприятной для детей обстановке, поступившей из отдела (управления) образования, проводят социальное расследование в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования;

по решениям управлений (отделов) образования обеспечивают оказание психологической помощи участникам образовательного процесса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в которых отсутствуют штатные единицы педагогов-психологов;

иные функции, предусмотренные законодательством и уставами СПЦ.