Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Слуцкий социально-педагогический центр
КОНСУЛЬТАНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Бельская Ирина Александровна,
советник-консультант отдела гражданского и социального права Главного экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь учебно-практического учреждения «Центр “Медиация и право“», доцент кафедры финансового права и правового обеспечения хозяйственной деятельности и факультета международных отношений Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, медиатор
8 (017) 257 57 02, +375 17 200 34 50 scvire166@gmail.com |
Карпушева Наталья Михайловна,
начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы, исследователь в области педагогических наук ГУО «Минский городской институт развития образования», медиатор
8 (017) 345 73 02 рабочий кабинет: 1-й пер. Менделеева, 50/2, каб. 304 karpuscheva@minsk.edu.by |
Захожая Нина Николаевна,
начальник управления координации методического сопровождения воспитательной работы ГУО «Минский городской институт развития образования»
8 (017) 345 73 03 рабочий кабинет: 1-й пер. Менделеева, 50/2, каб. 309 zninel@hotmail.com |
Цель инновационной деятельности – комплексное внедрение медиативных технологий в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационной деятельности:
Обучающие курсы (тематические семинары)
|
|
|
|
О медиации
«Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну»
Исороку Ямамото
Понятие «медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех процедур медиации успешны. 5% — 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации.
Конфликт, спор… Наверняка каждый из нас сталкивается с конфликтами в своей жизни и знает, как иногда сложно найти решение, которое могло бы стать «хорошим» для всех. Получить эффективный результат выхода из конфликта возможно с помощью медиации.
Медиация – переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора для поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.
Медиатор– посредник, нейтральная и беспристрастная сторона.
Медиация имеет целый ряд плюсов. Самым главным плюсом является то, что разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе так, чтобы все интересы сторон могли бы быть удовлетворены.
Медиация может быть применена при разрешении конфликтов в различных сферах: в семье, в трудовых и гражданских отношениях, в сфере образования.
Особое место занимает школьная медиация, которая активно развивается в школах Республики Беларусь, где в роли посредников выступают сами школьники. Учителя и психологи стараются в детские споры не вмешиваться и ориентируют юных медиаторов на самостоятельность. На помощь они приходят лишь в сложных ситуациях или когда конфликт возникает между взрослыми (учителями, родителями, администрацией).
Очень важно, чтобы в разрешении споров были задействованы сами дети и чтобы их учили медиации. В противном случае медиация конфликтующим школьникам попросту будет не интересна.
Школьники-медиаторы, прошедшие специальное обучение, помогают как одноклассникам, так и другим учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в школе.
Школьный медиатор в процессе приватного разговора с обеими сторонами, должен выявить настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.
Безусловно, что обучение школьников медиации – важно и нужно. Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиации, дети учатся уважать себя, ценить других, в них воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в школе поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые решения.
Медиация учит их умению занимать активную жизненную позицию. И всему этому самое время учиться в школе!!!
Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Школьная медиация представляет собой процесс, в котором независимое третье лицо помогает конфликтующим участникам образовательного процесса (ученики между собой; ученики и учителя; учителя и родители; родители одних детей и родители других детей; учителя и представители администрации образовательного учреждения) понять друг друга, улучшить взаимодействие и принять взаимоприемлемое решение в возникшем конфликте.
Медиативный подход в работе с подростками подразумевает использование инструментов и технологий медиации, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтов.
Медиативные технологии – способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе профессиональной сфере с целью сохранения/восстановления отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения.
Медиативные технологии можно представить группой таких инструментов:
Медиативные техники включают: Я-сообщение, техники активного слушания, использование вопросов, Эхо-технику.
Активное слушание - техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Приемы активного слушания: пауза, уточнение, перефраз, развитие мысли, сообщение о восприятии, сообщение о восприятии себя, замечания о ходе беседы.
Эхо-техника - это один из основных инструментов в работе консультантов, психологов, переговорщиков, специалистов по разрешению конфликтов. Эхо-техника, в частности, помогает:
- проверить правильность понимания слов клиента;
- установить контакт, делом показать свою заинтересованность, поддержать;
- помочь клиенту посмотреть на себя и ситуацию со стороны;
- помочь клиенту проанализировать свои мысли и эмоции.
Техники постановки открытых вопросов предполагают развернутый ответ и получение от партнера по общению дополнительной информации. Формулировки этих вопросов рекомендуется начинать со слов: «Что?», «Как?», «Каким образом?», «При каких условиях?» (например, «При каких условиях Вы хотите достигнуть изменения сложившейся ситуации?»).
Техники «Я-высказывание» и «Ты-высказывание» имеет принципиальные отличия: в первом случае речь идет о другом с позиции «Я» («Ты меня восхищаешь/раздражаешь!»), во втором случае происходит говорение о своих чувствах, своем состоянии. Во втором случае формула сообщения начинается со слов «Когда я вижу, что…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…», «Я чувствую, что…», «Я не знаю, как реагировать…».
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается прежде всего в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения.
Притчи же всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию.
Технология обучающих игр занимает важное место среди современных психолого-педагогических технологий.
У обучающих игр есть три основные функции:
1. Инструментальная: определенные навыки и умения формируются в игровых упражнениях.
2. Гностическая: накопление знаний и развитие мышления учащихся проходит при использовании дидактических методик;
3. Социально-психологическая: коммуникативные навыки развиваются в ролевых играх.
Технология саморазвития личности – это педагогическая политехнология, основанная на использовании мотивов саморазвития и самосовершенствования личности. Максимальное удовлетворение всех потребностей духовного саморазвития ребенка заключается в самопознании, самовоспитании, самоутверждении, самоопределении, самообразовании, саморегуляции, самореализации.
Опасения учителей, высказываемые ими
1) Дети не могут сами разрешать конфликты.
Действительно, без подготовки не могут. Но, как показывает практика, прошедшие обучение подростки в роли медиаторов гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями (многомесячные прогулы, конфликты учитель – ученик, конфликты между детьми разных национальностей и пр.).
2) Программа примирения приучает нарушителей к безответственности.
Главный вопрос программы – личная ответственность обидчика перед жертвой. И если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа нарушителя от заглаживания вреда или неудовлетворенности жертвы дело передается в традиционные структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть программа примирения является альтернативной существующим способам реагирования.
3) Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях.
Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это его естественное желание. Но чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый (например, заместитель директора по учебно-воспитательной работе или социальный педагог), помогающий в сложных случаях, обсуждая результаты проведенных программ.
4) Участники встречи могут отомстить медиатору.
Если медиатор не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы обеих сторон, теоретически такая опасность существует. Поэтому медиаторы работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого.
5) Школьники будут легко относиться к конфликтам: «извинился – и пошел дальше».
Восстановительная медиация строится таким образом, чтобы максимально способствовать осознанию причиненной обиды и предупреждению повторения подобного в будущем. Участие в медиации требует от участников душевных усилий, пересмотра своих взглядов и изменения своего поведения в дальнейшем. И этим медиация отличается от формального краткого извинения, которое обычно мы слышим в кабинете директора.
Многие конфликты учителя способны разрешать сами. Но особая ценность заключается в том, что большую часть конфликтов будут разрешать сами школьники путем переговоров. Учитель, предлагая ученику решить задачу, не говорит сразу ответ. Конечно, сам учитель может ее решить, но ситуация обучения выстраивается таким образом, чтобы это сделали именно ученики. Так и с конфликтами: важно, чтобы решение искали и находили его участники.
В результате медиации у школьника может появиться стремление изменить свое поведение, обучиться необходимым навыкам (умение ответить отказом на сомнительное предложение, умение контролировать свою агрессию, умение планировать свое время и т.д.). Со сформированным запросом он может прийти к психологу.
Что может сделать психолог для поддержки службы примирения
- направлять на медиацию случаи конфликтов, если считает, что стороны должны сами найти решение;
- помочь медиаторам в освоение навыков коммуникации.
В чем особенности работы психолога школы и службы примирения
Работа психолога и медиатора имеет много общего. Чаще всего психолог в школе проводит тестирование и социометрию школьников, консультирование, тренинги игры, оказывает помощь в профориентации, пишет заключения и рекомендации для других специалистов. Многие криминальные ситуации (кражи, драки) воспринимаются психологами не как конфликт, в котором возможна медиация, а как нарушение дисциплины, некорректное поведение. В случае драки или кражи психолог, как правило, не использует такую возможность, как предложение участникам сесть за стол переговоров и самим найти выход из создавшейся ситуации. В лучшем случае он общается с каждым по отдельности, спрашивая, что чувствует другая сторона, и, рассказывая, что теперь нужно сделать (например, извиниться и примириться). Получается, что ребенок должен за словами психолога услышать переживания второй стороны и на основании этого придумать решение ситуации. Но это непростая работа.
Медиатор предлагает участникам конфликта составить вопросы к другой стороне, которые каждый из них хочет прояснить, и помочь каждому из них рассказать второй стороне, в чем состоял причиненный вред. Не слыша рассказа о причиненном вреде из уст пострадавшего человека, подростку трудно искать адекватное решении.
Если же психолог по конфликтной или криминальной ситуации организует диалог между участниками, в ходе которого те сами принимают на себя ответственность за решение ситуации, фактически он встает на позицию медиатора.
Чем служба примирения может помочь учащимся?
Научить конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Научиться убеждать других словами, а не силой.
- участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
- Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
- Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
- Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
- Начать осваивать новую профессию-медиатор, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
- Лучше понимать сверстников и взрослых.
- Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
- У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявит раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
- Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошие отношения с ребятами, родителями и педагогами, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов и правонарушений.
Отношения в классе
Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанном на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении минисообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе.
Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.
Чем служба примирения может помочь родителям?