Профилактика

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Социальная профилактика (предупреждение) – это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Психолого-педагогическая профилактика – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец, он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

Выделяют три уровня социальной профилактики:

  1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.
  2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
  3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Основные цели социально-педагогической профилактики:

- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Рассматривая социально-педагогическую профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд еѐ основных стадий:

  1. Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.
  2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребѐнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожнотранспортное происшествие.
  3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определѐнных действий или не допускающих их повторения.

Принципами социально-педагогической профилактики являются: принцип превентивности с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей; принцип полидисдиплинарности в социально-педагогической деятельности; принцип фасилитации в работе со школьником, находящимся в трудной жизненной / социально опасной ситуации; принцип системности; принцип своевременности педагогического вмешательства в процесс социального развития личности школьника; принцип комплексности в диагностической деятельности.

Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Условия эффективности социально-педагогической профилактики:

  1. Управленческие условия:

готовность всего педагогического коллектива к реализации модели социально-педагогической профилактики;

сформированность личностной, теоретической и практической готовности социальных педагогов, классных руководителей к преодолению развития девиаций;

наличие кадрового, экономического, медицинского, валеологического ресурсов общеобразовательного учреждения.

  1. Социально-педагогические условия:

инициатива / согласие законных представителей интересов школьника; непрерывное социально-педагогическое сопровождение и помощь в течение всего периода обучения и воспитания в образовательном учреждении;

разработка мероприятий междисциплинарного воздействия;

взаимодействие специалистов междисциплинарной команды;

приоритетность использования положительной направленности личности школьника (подростка);

комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, валеологическая оценка качества социального здоровья личности школьника;

изменение социокультурного окружения.