Аддиктивное поведение. Формы профилактической работы (скачать)
Аддиктивное поведение.
Формы профилактической работы
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций:
- употребление алкоголя;
- употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства;
- участие в азартных играх, включая компьютерные;
- сексуальное аддиктивное поведение;
- переедание или голодание;
- телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
- вейпинг - новое течение среди молодежи, курильщики объединяются в группы, покупают различные устройства для парения;
- нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи», «аниме» и т.п.
Существуют различные формы профилактической работы:
Первая форма – информирование. Это наиболее привычное направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности(познавательные, умственные процессы обеспечивают возможность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств из внешней среды) с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.
Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:
- психо-сексуальное развитие
- культура межличностных отношений
- технология общения
- способы преодоления стрессовых ситуаций
- конфликтология (цикл занятий «От противостояния к пониманию»)
- проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).
Вторая форма – формирование положительного отношения к здоровому образу жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Третья форма – активизация личностных ресурсов.
Ресурсы человека – это его потенциал, сила. К этому относят способности, знания, умения, навыки, убеждения, ценности, состояния, интеллект, позитивное мышление, высокую самооценку, психическое и физическое здоровье и многое другое. В общем, все то, что поддерживает человека изнутри и снаружи, помогает ему жить продуктивно и эффективно. Чем больше у человека этих элементов, тем эффективнее складываются его взаимоотношения с миром и с самим собой.
Жизненные ресурсы человека бывают внутренними (личными) и внешними. Оба типа тесно связаны между собой.
Внутренние ресурсы человека это все то, что заложено в человеке природой и накопилось за годы жизни. Можно сказать, что это внутренний мир человека. Вот что относится к внутренним ресурсам: знания, умения, способности (задатки), характер, воля, позитивное мышление, самообладание и т.д.
Внешние ресурсы человека - это все то, что поддерживает нас из внешнего мира. У каждого человека свой набор источников силы. Обычно к ним относятся следующие: друзья, родственники, хобби, книги, круг общения и т.д.
Для достижения поставленных целей, нужно использовать сильные стороны несовершеннолетнего. Ресурсы помогут адаптироваться к трудностям, поэтому, чем больше ресурсов имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется с проблемной ситуацией.