Профилактика аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение. Формы профилактической работы (скачать)

Аддиктивное поведение.

Формы профилактической работы

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций:

  • употребление алкоголя;
  • употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства;
  • участие в азартных играх, включая компьютерные;
  • сексуальное аддиктивное поведение;
  • переедание или голодание;
  • телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;
  • вейпинг - новое течение среди молодежи, курильщики объединяются в группы, покупают различные устройства для парения;
  • нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи», «аниме» и т.п.

 

Существуют различные формы профилактической работы:

Первая форма  – информирование. Это наиболее привычное направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности(познавательные, умственные процессы обеспечивают возможность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств из внешней среды) с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как: 

  • психо-сексуальное развитие
  • культура межличностных отношений
  • технология общения
  • способы преодоления стрессовых ситуаций
  • конфликтология (цикл занятий «От противостояния к пониманию»)
  • проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).

Вторая форма – формирование положительного отношения к здоровому образу жизниОна исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Третья форма –  активизация личностных ресурсов.

Ресурсы человека – это его потенциал, сила. К этому относят способности, знания, умения, навыки, убеждения, ценности, состояния, интеллект, позитивное мышление, высокую самооценку, психическое и физическое здоровье и многое другое. В общем, все то, что поддерживает человека изнутри и снаружи, помогает ему жить продуктивно и эффективно. Чем больше у человека этих элементов, тем эффективнее складываются его взаимоотношения с миром и с самим собой.

Жизненные ресурсы человека бывают внутренними (личными) и внешними. Оба типа тесно связаны между собой.

Внутренние ресурсы человека это все то, что заложено в человеке природой и накопилось за годы жизни. Можно сказать, что это внутренний мир человека. Вот что относится к внутренним ресурсам: знания, умения, способности (задатки), характер, воля, позитивное мышление, самообладание и т.д.

Внешние ресурсы человека - это все то, что поддерживает нас из внешнего мира. У каждого человека свой набор источников силы. Обычно к ним относятся следующие: друзья, родственники, хобби, книги, круг общения и т.д.

Для достижения поставленных целей, нужно использовать  сильные стороны несовершеннолетнего. Ресурсы помогут адаптироваться к трудностям, поэтому, чем больше ресурсов имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется с проблемной ситуацией.

Хриптович В.А. «ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ». Электронное учебно-методическое пособие для педагогических работников учреждений образования.  Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь Минск, 2017

7

НАЗНАЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ


Главной целью создания электронного учебно-методического пособия «Профилактика зависимого поведения» (далее – ЭУМП) является повышение качества профилактической работы, осуществляемой учреждениями образования Республики Беларусь.
Разработанное ЭУМП включает в себя 186 статей и 99 презентаций. Диагностический блок включает 20 методик и тестов. Содержательный блок программы профилактики «Вверх по лестнице» включает 86 занятий и упражнений.
ЭУМП «Профилактика зависимого поведения» поставляется на компакт-диске. Стандартный комплект поставки предполагает наличие в корневом каталоге файла электронного учебника в формате скомпилированного HTML–help файла с именем «Учебник» (c расширением *.chm) и файлов презентаций в формате демонстраций презентаций MS Power Point 97–2010.
ЭУМП не предъявляет никаких специальных требований к системе. То, что он скомпилирован с помощью свободно распространяемого компанией Microsoft компилятора Microsoft Help Workshop делает возможным его применение на любом компьютере, на котором установлена операционная система MS Windows (начиная с Windows 98). Для просмотра презентаций на компьютере должна быть установлена программа MS Power Point 97 или более поздняя версия этой программы.

Структура ЭУМП состоит из следующих основных разделов:


− Введение.
− Теоретические аспекты психологии зависимого поведения личности.
− Диагностика склонности к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
− Профилактика употребления ПАВ.
− Программа профилактики химической зависимости «Вверх по лестнице».
− Содержание программы «Вверх по лестнице».
− Методические ресурсы.
− Заключение.
− Литература.

6

В разделе «Введение» описана актуальность разработки проблемы профилактики зависимого поведения обучающихся.

В разделе «Теоретические аспекты психологии зависимого поведения личности» содержатся разделы, рассматривающие ситуацию, связанную с употреблением ПАВ; понятие зависимого поведения; процесс формирования зависимого поведения; психологический портрет аддиктивной личности; особенности кризиса подросткового возраста; психологические особенности аддиктивных подростков; факторы риска формирования химической зависимости и факторы устойчивости к употреблению ПАВ.

Раздел «Диагностика склонности к употреблению ПАВ» содержит основные психодиагностические методики, выявляющие склонность к формированию химической зависимости у подростков.

В разделе «Профилактика употребления ПАВ» содержатся разделы, рассматривающие проблемы профилактики употребления ПАВ за рубежом и стратегии профилактики употребления ПАВ в Республике Беларусь; особенности профилактики употребления ПАВ в системе образования Республики Беларусь; основные подходы к профилактике зависимого поведения; подход, основанный на формировании жизненных навыков; навыки, необходимые для здоровья; оценку эффективности профилактических программ; проблему подготовки педагогов к осуществлению профилактики.

В разделе «Программа профилактики химической зависимости “Вверх по лестнице“» рассматриваются цели, задачи и принципы программы; субъекты программы; основные блоки программы и их значение; структура и форма проведения занятий; методы программы; требования к организации занятий и ведущему; решение проблемных ситуаций и оценка эффективности программы.

В разделе «Содержание программы “Вверх по лестнице”» представлены занятия и упражнения для обучающихся трех возрастных категорий (11–14, 13–16 и 15–18 лет), распределенные по основным блокам программы: самопринятие, автономия, личностный рост, целеполагание, положительные отношения с другими, ассертивность и резистентность.

В разделе «Методические ресурсы» содержатся: методика работы с учебными фильмами и презентациями, методика работы с притчами, памятки и рекомендации для родителей по проблеме зависимого поведения.

В разделе «Заключение» приводятся краткие выводы по изученной проблеме.

В разделе «Литература» находится список литературных источников, использованных при разработке учебника.
ЭУМП содержит презентации. Все отображаемые презентации в формате демонстраций презентаций MS Power Point 97–2010 находятся в одном каталоге с файлом «Учебник».
Тексты презентаций могут свободно использоваться в исходном виде при проведении занятий с использованием видеопроекционной техники.

5